Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N3 / 2013

Управление налоговыми обязательствами некоммерческой организации

Грищенко Ю. И.,
к. э. н., аудитор

Управление налоговыми обязательствами в некоммерческой организации – это часть общего процесса планирования в области финансов. Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами.

Важной составной частью финансов некоммерческих организаций являются отношения,  связанные с уплатой налогов. Состав налогов, уплачиваемых некоммерческими организациями, зависит от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет [4].

Если организация осуществляет исключительно некоммерческую деятельность, тогда объектами налогообложения выступают:
-  имущество некоммерческой организации;
-  транспорт;
-  земля;
-  заработная плата сотрудников.

Таким образом, возникает необходимость управления налоговыми обязательствами с целью высвобождения финансовых ресурсов для финансирования уставной и благотворительной деятельности организации.

Управление налоговыми обязательствами – совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов некоммерческой организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству [5].

В зависимости от важности решаемых задач можно выделить две основные группы управления налоговыми обязательствами – стратегическое и оперативное управление.

Стратегическое управление налогообложением представляет собой механизм, позволяющий некоммерческим организациям определить основополагающие условия своего функционирования с точки зрения управления налогообложением. Стратегическое налоговое управление определяет основные направления и принципы налоговой политики и носит длительный характер.

Оперативное управление налогообложением можно определить как совокупность действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности некоммерческой организации и направленных на регулирование уровня его налоговой нагрузки. Оперативное управление имеет среднесрочный или краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического управления.

Оперативное управление налогами осуществляется по следующим направлениям:
1) мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения;
2) расчет, анализ и управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объединенным по тем или иным признакам, и составление на этой основе среднесрочных и краткосрочных планов налоговых платежей;
3) составление прогнозов налоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизации потоков налоговых платежей;
4) анализ и оценка налоговых последствий текущих хозяйственных операций;
5) контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением документации, исполнением налоговых обязательств;
6) оценка последствий выбора направлений инвестиций организации, размещения его прибыли и активов [6].

Налоговое управление связано с правильным и полным использованием налоговых льгот при исчислении налоговых обязательств. Льготы по налогам - это один из способов государственного стимулирования тех направлений деятельности и сферы экономики, которые необходимы  государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного  финансирования.

Имущество
Глава 30 НК РФ предусматривает налоговые льготы в виде освобождения отдельных организаций от уплаты налога. Можно выделить две группы некоммерческих организаций, каждая из которых имеет свои особенности применения льгот по налогу на имущество.

К первой группе относятся НКО, имеющие безусловные льготы: государственные научные центры; религиозные объединения и организации – в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности; организации, имеющие на балансе памятники истории и культуры федерального значения, и др.

Вторая группа – НКО, имеющие условную льготу по налогу на имущество. Так, освобождаются от налога на имущество общественные организации инвалидов, если численность инвалидов в них составляет не менее 80%, и др.

Также существует группа НКО, которые не имеют льгот по налогу на имущество:  некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, автономные учреждения, фонды государственного и муниципального учреждения (кроме общественных фондов как разновидности общественных объединений).

Результаты анализа отчета ФНС России за 2011 г. по форме 5-НИО «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций» приведены в табл. 1.

Транспорт
Общие правила исчисления и уплаты транспортного налога содержатся в гл. 28 НК РФ. Некоммерческие организации уплачивают его в том случае, если имеют на балансе транспортные средства. Налог исчисляется и уплачивается НКО на общих основаниях.

Заработная плата сотрудников
Некоммерческие организации уплачивают страховые взносы во внебюджетные фонды - в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского   страхования.

Регулирует отношения Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской  Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами и выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Закона о благотворительной  деятельности гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

В 2013 г. для исчисления суммы страховых взносов применяются тарифы, установленные ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:
-  в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – 22%;
-  в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) – 2,9%;
-  в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) – 5,1%.

При этом законодательство предоставляет легальные возможности снижения размера  уплачиваемых страховых взносов для некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).

Некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), в течение 2013 г. уплачивают страховые взносы по пониженным тарифам, представленным в табл. 2.

Однако, прежде чем применять пониженные тарифы страховых взносов, некоммерческой организации необходимо определить долю доходов от профильной деятельности по итогам года. Если данная доля составляет 70% и более, организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, в противном случае такая организация не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Формы некоммерческих организаций, которые могут применять пониженный тариф страховых взносов:
-  общественные и религиозные организации (объединения);
-  общины коренных малочисленных народов РФ;
-  казачьи общества;
-  фонды;
-  государственные корпорации;
-  государственные компании;
-  некоммерческие партнерства;
-  частные учреждения;
-  государственные, муниципальные учреждения (автономные, бюджетные, казенные);
-  автономные некоммерческие организации;
-  объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) [1].

Также одним из способов оптимизации страховых взносов выступает гражданско-правовой договор со сторонней организацией, или договор аутсорсинга. Договоры аутсорсинга заключаются, как правило, с использованием конструкции договора аренды и именуются соответственно договорами аренды (лизинга) персонала.

Некоммерческая организация может заключить договор, например, с аудиторской фирмой для ведения бухгалтерского и налогового учета. Таким образом, некоммерческая организация экономит не только на налогах, но и таких расходах, как:
-  затраты на приобретение и обслуживание компьютерной и копировальной техники;
-  затраты на приобретение справочно-правовых систем;
-  курьерские расходы и пр.

Однако следует предусмотреть, чтобы расходы на аутсорсинг или бухгалтерское сопровождение не превышали расходы от экономии на налогах.

Также некоммерческая организация может сэкономить на страховых взносах, если не будет оформлять потенциального работника по трудовому договору, а воспользуется его услугами как предпринимателя, переведенного на специальный налоговый режим [3].

Земля
Земельный налог (гл. 31 НК РФ) уплачивают некоммерческие организации, имеющие земельные участки как объекты налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в соответствии с  правоудостоверяющими документами на земельные участки.

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения религиозным организациям для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Освобождаются от налогообложения:
-  религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
-  общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе в форме союзов  общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные  представители составляют не менее 80%, – в отношении земельных участков, используемых для ведения уставной деятельности;
-  организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
-  учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
-  организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков,  находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и  используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
-  физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Упрощенная система налогообложения
Некоммерческие организации имеют право применять УСН. По данным ФНС России, количество НКО, применяющих упрощенную систему налогообложения, составляет около 6000 организаций.

Организации, которые перешли на УСН, платят единый налог в размере 6% дохода или 15% дохода, уменьшенного на величину расходов. Единый налог заменяет собой налог на прибыль, налог на имущество. Организации, перешедшие на УСН, не признаются также плательщиками НДС, за исключением операций ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров. Помимо единого налога организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов в социальные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].

Минимизация налоговых платежей должна соответствовать законодательству и не противоречить основной цели управления налоговыми обязательствами некоммерческой организации - высвобождению финансовых ресурсов для осуществления уставной деятельности. Направления снижения налогов некоммерческих организаций представлены в табл. 3.

Таким образом, управление налоговыми обязательствами – это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений. Управление налоговыми обязательствами осуществляется на основании оценки предыдущих налоговых платежей, произведенных в бюджет, с учетом коэффициента инфляции, который планируется на следующий год.

 

http://www.dis.ru/gif/nko/arhiv/2013/3/2/upravlenie_nalogovymi_obyazatelstvami_nekommercheskoy_organizatsii6.gif

 

Литература
1. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
2. Грищенко А. В. Налогообложение некоммерческих организаций: проблемы и перспективы : монография 􀲦􀀃М. : Дело и Сервис, 2013.
3. Грищенко А. В., Грищенко Ю. И. Налоговое планирование как способ управения финансовыми ресурсами некоммерческой организации // Бизнес в законе. - 2013. - № 1.
4. Грязнова А. Г. Финансы : учебник. - М. : Финансы и статистика, 2012.
5. Павленко Н. А. Управление налоговыми обязательствами. – do.gendocs.ru/docs/index-226331.html
6. Титкова Н. М. Управление налоговыми обязательствами организации : автореф. дис. ... канд. экон. наук. – 2008.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».