Кузовкина И. Ю.,
главный специалист-эксперт
отдела по делам некоммерческих организаций
Главного управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Свердловской области
Сегодня поднимаются вопросы, связанные с коренными преобразованиями в экономике и политике, формированием принципиально новых взаимоотношений между государством и обществом, и решать их предстоит совместными усилиями, учитывая интересы сторон. В обществе возникают новые потребности: возможность вариативности образования, возможность соответствовать уровню международного стандарта, в связи с чем увеличивается количество создаваемых образовательных учреждений с различными профилями обучения.
Действующее законодательство Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
В соответствии со ст. 11.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Статьей 12 Закона «Об образовании» установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Исходя из анализа норм Закона «Об образовании» понятие «образовательное учреждение» не следует рассматривать как организационно-правовую форму юридических лиц.
Следовательно, образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, одной из которых являются негосударственные образовательные учреждения (частные учреждения) (далее – НОУ).
Порядок создания и деятельности таких учреждений определяется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях»).
С учетом норм ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях» частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Такое учреждение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленных ФЗ «О некоммерческих организациях» особенностей, затрагивающих порядок государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации НОУ принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций – Минюстом России, его территориальными органами (далее – уполномоченный орган).
На основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации регистрирующий орган (ФНС России, ее территориальные органы) в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» осуществляет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений.
Можно выделить специфические признаки НОУ:
1) цель деятельности – удовлетворение образовательных потребностей граждан;
2) не основано на членстве;
3) не обладает правом собственности на переданное учредителем имущество;
4) полностью или частично финансируется собственником их имущества;
5) при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества;
6) управление учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями), как правило, это единоличный исполнительный орган.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
Обязательным учредительным документом НОУ является устав, утвержденный учредителями.
Устав НОУ, наряду со ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», содержащей общие требования к учредительным документам для некоммерческой организации, должен включать положения, предусмотренные ст. 13 Закона «Об образовании», поскольку данный вид учреждения осуществляет образовательную деятельность и регулируется специальным законом.
В ст. 13 Закона «Об образовании» определяются обязательные условия к уставу образовательного учреждения.
Остановимся на некоторых из них.
Учредитель
Учредителем НОУ могут выступать юридические и (или) физические лица. Учредителями – физическими лицами могут являться как российские, так и иностранные граждане.
Законом «Об образовании» допускается и совместное создание образовательных учреждений. Если образовательное учреждение создается организацией или гражданином (субъектами частной собственности), то это будет частное образовательное учреждение. Статья 15 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает категории российских граждан и организаций, а также и иностранных, которые не могут выступать учредителями (участниками) некоммерческих организаций, в т. ч. образовательных учреждений.
Наименование
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Как было указано ранее, НОУ создаются в целях удовлетворения образовательных потребностей общества, т. е. основным видом их деятельности является образовательная деятельность, что должно быть отражено в наименовании НОУ.
Что касается организационно-правовой формы, то п. 3 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает создание некоммерческих организаций в форме частных учреждений.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона «Об образовании» образовательные учреждения могут быть негосударственными (частными). С учетом вышеизложенного, в наименованиях образовательных учреждений допускается использование как слова «частное», так и слова «негосударственное» учреждение.
Место нахождения
В соответствии со ст. 13 Закона «Об образовании» в уставе НОУ обязательно должно указываться место нахождения (юридический и фактический адрес) образовательного учреждения. Поскольку юридический и фактический адреса не всегда совпадают, в уставе указываются оба адреса.
Порядок управления образовательным учреждением
В соответствии со статьей 36 Закона «Об образовании» руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.
Правомочия попечительского совета и система внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения. При этом должны соблюдаться положения, закрепленные в гл. 5 «Управление некоммерческой организацией» ФЗ «О некоммерческих организациях».
Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения В соответствии со ст. 39 Закона «Об образовании» имущество принадлежит образовательной организации на праве оперативного управления.
Следует отметить, что устав образовательного учреждения в обязательном порядке должен содержать запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами.
НОУ может быть собственником имущества в соответствии с законодательством России. Статья 47 Закона «Об образовании» устанавливает право на осуществление приносящей доход деятельности образовательного учреждения, а также правила реализации этого права.
Ранее в указанной статье говорилось о предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако внесенные в 2010 г. изменения, вступившие в силу 1 января 2011 г., не выделяют предпринимательскую деятельность, а говорят в целом о деятельности, приносящей доход.
Между тем предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ). Такая деятельность является одним из видов деятельности, приносящей доход, поэтому изменения в статье нельзя толковать как запрещение образовательным учреждениям заниматься предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в соответствии со ст. 50 ГК РФ, ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в том случае, если она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах некоммерческих организаций.
Согласно п. 1 ст. 47 Закона «Об образовании» образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.
Таким образом, некоммерческие организации, в частности НОУ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь при соблюдении вышеуказанных условий.
Согласно ст. 298 ГК РФ, если в соответствии с учредительными документами частного учреждения ему предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 46 Закона «Об образовании» платная образовательная деятельность НОУ не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
Кроме вышерассмотренных положений устав НОУ в обязательном порядке должен содержать и иные положения, предусмотренные ст. 13 Закона «Об образовании». При отсутствии таковых уполномоченным органом будет принято решение об отказе в государственной регистрации НОУ.
В заключение хотелось бы отметить, что НОУ играют немалую роль в сохранении высокой ориентированности россиян на получение образования, о чем свидетельствует статистика.
В 2011 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области были приняты решения о государственной регистрации при создании 50 НОУ, что составило 13,4% общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций, в 1-м полугодии 2012 г. было зарегистрировано 27 НОУ – 12,6% общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций.
По состоянию на 01.07.2012 в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Свердловской области содержатся сведения в отношении 529 НОУ (всего некоммерческих организаций – 7264). |