Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N2 / 2011

Развитие добровольчества в России

Шекова Е.К.,

к.э.н., доцент Высшей школы менеджмента
Санкт­Петербургского государственного университета

Труд добровольцев с каждым годом становится все более важным для развития национальной экономики.
Добровольчество для России явление не новое. Оно берет свое начало еще в XIX в. Различные слои населения в годы царской власти активно принимали участие в помощи малоимущим, детям­сиротам, работая на безвозмездной основе в приютах, больницах, школах.
В годы советской власти добровольчество приняло новую форму. Участвовать в общественных работах на безвозмездной основе принуждали. Таким образом, основной принцип явления соблюдать перестали, что способствовало возникновению негативного отношения к добровольчеству среди населения.
В РФ институт добровольчества начали законодательно оформлять только с середины 1990-х гг., в связи с чем актуальными остаются вопросы правового и экономического регулирования данного вида деятельности.
Добровольчество основывается на не требующем оплаты труде. Следовательно, его мотивом является не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы. Труд добровольцев в некоммерческой организации обычно сводится к работе с посетителями, помощи в проведении мероприятий, сбору внешней информации и т.д.
Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичность. Как правило, взаимоотношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ.
Кроме того, добровольчество сопряжено с определенным уровнем ответственности. К примеру, добровольцы отвечают за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, а также за деятельность, подрывающую репутацию организации и т.п. Все это позволяет рассматривать добровольчество как особую систему трудовых отношений.
Любая система трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. При отсутствии материального поощрения актуальным становится вопрос о методах стимулирования.

Можно выделить три группы стимулирования.
1.Практическое. Добровольцам предоставляют возможность участвовать в образовательных программах организации на бесплатной или льготной основе. Они приобретают опыт работы в различных направлениях, а также дополнительные знания, навыки и т.д.

2.Информационное. Добровольцам предоставляют доступ к информационным источникам и материалам (библиотека, научно­исследовательские разработки, новые технологии и т.д.).

3.Привилегированное. Добровольцам организуют досуг: предоставляют возможность бесплатного посещения различных мероприятий, скидки на какие­либо товары/услуги.

Итак, на основе выделенных особенностей можно сформулировать определение. Добровольчество – это система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно­полезные цели.

«Концепция долгосрочного социально­экономического развития РФ до 2020 года» рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики. Региональные власти разрабатывают программу развития социального добровольчества на 2008–2011 гг. Согласно ей отдельное внимание будет уделено популяризации идеи добровольчества (особенно среди молодежи), совершенствованию законодательной базы в данной области, вопросам финансирования и стимулирования.
По сравнению с зарубежными странами уровень развития добровольчества в России достаточно низок. Это можно отчасти объяснить тем, что на Западе идея взаимопомощи лежит в основе общественных отношений, в то время как в РФ потребность в добровольцах всегда была не так высока, поскольку государство брало на себя благотворительные функции, осуществляемые в других странах частным образом. Однако в связи с сокращением возможностей государства по финансированию социальной сферы добровольческий труд приобретает все большую популярность.
Так, по оценкам экспертов, в Санкт­Петербурге в 2007 г. в добровольческой деятельности было занято 1–2% горожан, а общая стоимость добровольческого труда в некоммерческих организациях социальной сферы составила свыше 96 млн руб. Помощь получили около 320 тыс. человек.
Если сравнить российский опыт с американским, то станет очевидно: мы существенно уступаем по основным показателям развития добровольчества. Например, в Вашингтоне уровень занятости населения в добровольческой деятельности составляет 34,2% жителей, а суммарная стоимость такого вида труда насчитывает более 4,6 млрд долл.
Кроме того, за последний год сильное влияние на добровольческую активность оказал финансовый кризис, поскольку он ухудшил материальное благополучие граждан, что привело к сокращению и так незначительных финансовых пожертвований. В то же время кризис существенно повысил желание петербуржцев помогать окружающим нематериально. Возможно, это также связано с осознанием роли взаимовыручки в тяжелой экономической ситуации.

Социальные факторы

Согласно проведенному в 2008 г. исследованию группы ЦИРКОН [7], была разработана схема группировки респондентов по отношению к участию в добровольческой деятельности, которая разделила всех респондентов на три группы (рис. 1).
В группу «Актив» вошли респонденты, имеющие опыт добровольческой деятельности, готовые продолжить ее.
Группа «Расширения актива» включила в себя тех, кто хотел бы работать в качестве добровольца, но еще не имел подобного опыта.
«Антигруппа» включает участников, имевших опыт добровольческой деятельности, но не желающих ее продолжать.


Рис. 1. Отношение к добровольчеству
Сопоставление с данными повторного исследования 2010 г. позволило выявить существенные изменения размеров некоторых групп (рис. 2).
Значительно увеличился относительный размер группы «Расширение актива», в то время как «Актив» практически не изменился. Ценность участия в добровольческой деятельности увеличилась, но в целом поведение граждан не изменилось. В то же время несколько уменьшился относительный размер «Антигруппы», что могло быть вызвано воспринимаемым улучшением организации добровольческой деятельности или добавлением каких­либо стимулов для волонтеров.

Рис. 2. Отношение к добровольчеству (2008 и 2010 гг.)

На сегодняшний день приоритетными направления добровольческой деятельности являются поддержка социально незащищенных групп населения (помощь детям­сиротам, пожилым людям, ветеранам, инвалидам), благоустройство территорий, акции по борьбе с алкоголизмом, СПИДом и наркоманией, помощь в больницах. Добровольцами работают люди с разным уровнем дохода и образования. Существенно преобладают женщины и молодежь.
По проведенному Институтом проблем гражданского общества в 2002 г. исследованию, 14% среди всех добровольцев составляют подростки до 18 лет, 18% – студенты, 22% – работающее население, 24,6% – молодые пенсионеры и всего лишь 2% составляют безработные.

Кроме того, к добровольческой деятельности более склонны религиозные люди, поскольку христианская мораль напрямую говорит о необходимости «помощи ближнему своему».

Психология потенциальных добровольцев

По результатам исследования «Общественная поддержка НКО в России», проведенного исследовательской группой ЦИРКОН в 2010 г., среди людей, хотя бы раз принимавших участие в добровольческих инициативах, основным мотивационным фактором является желание помогать другим. Реализация этого желания позволяет добровольцу наполнить свою жизнь дополнительным смыслом, помогает реализоваться и получить глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, выяснилось, что к добровольчеству гораздо более склонны люди, имеющие опыт получения помощи, либо пережившие личную трагедию, в которой бы очень пригодилась поддержка.
Похожие результаты выявило исследование Новокузнецкого добровольческого центра [8] в 2000 г., которое помимо стремления помочь окружающим выделило следующие мотивационные факторы: желание сделать мир лучше, заполнить свободное время полезной деятельностью, получить общественное признание и уважение. Помимо всего перечисленного на желание человека стать добровольцем сильно влияет личная просьба нуждающегося в помощи.
Для пенсионеров, которые представляют собой весомую долю социально активного населения (24,6%), основным стимулом к добровольчеству становится возможность подтверждения того, что они все еще нужны и полезны обществу. Часть этих людей считает добровольчество шансом вернуться к основанной на взаимопомощи системе отношений во времена СССР.
Таким образом, всех добровольцев по степени ориентации на себя или общество можно разделить на альтруистов (основной стимул – помощь ближним) и эгоцентристов (для них добровольчество в первую очередь связано с извлечением личной нематериальной выгоды).
Кроме того, вышеперечисленные исследования выявили также факторы демотивации: плохая организация, скучная и однообразная работа, плохая оценка усилий добровольца и чувство незначительности дела.

Молодежное добровольчество

За последние годы в России стало активно развиваться молодежное добровольчество, получив дополнительную популярность во время кризиса. Наличие свободного времени и желание развиваться в профессиональном плане привели молодых специалистов к участию в добровольческой деятельности.
Мотивация молодежного добровольчества носит прагматичный характер, что выражается в желании получить не только моральное удовлетворение от работы, но и некие блага. Среди наиболее распространенных мотивов участия – желание попробовать себя в профессии и применить полученные теоретические знания на практике. Многие связывают добровольчество с прохождением летней практики, стажировок.
Другим мотивационным фактором является стремление приобрести опыт и установить профессиональные контакты для получения работы в будущем и продвижения по карьерной лестнице. Информационный стимул также играет значимую роль, удовлетворяя потребность молодых специалистов в получении дополнительных навыков и знаний.
Возможность получения особых навыков мотивирует людей, в семье которых есть граждане, требующие специального ухода (инвалиды, больные).
Мотивация людей средних лет носит в основном эмоциональный характер. К добровольчеству побуждает чувство глубокого сострадания к нуждающимся людям и желание оказать им посильную помощь, внутреннее стремление восстановить справедливость.

Добровольчество – уникальный жизненный опыт, способный дать человеку новый взгляд на жизнь, людей и работу.
Немаловажна также возможность самореализации в добровольчестве: через проведение собственных проектов и использование своего творческого потенциала, например при организации концертов и благотворительных акций.

Сегментирование потенциальных добровольцев

На основании оценки психологии потенциальных добровольцев их логично сегментировать по двум наиболее значимым факторам: экономическому фактору занятости и поведенческому фактору мотивации участия в добровольческой деятельности. Матрица, построенная на основании этих факторов, выглядит следующим образом (рис. 3).

Занятось

Мотивация

альтруисты

эгоцентристы

Школьники

 

 

Студенты

 

 

Занятые трудовой деятельностью

 

 

Пенсионеры

 

 

Безработные

 

 

Рис. 3. Сегментирование потенциальных добровольцев

Таким образом, в итоговой сегментации выделено шесть групп.
1.«Студенты­альтруисты» – молодые люди с активной жизненной позицией, стремящиеся изменить мир к лучшему, помочь окружающим, быть полезными обществу.
2.«Студенты­эгоцентристы» – молодые люди, желающие получить специфические знания и навыки, установить профессиональные контакты, попробовать себя в профессиональной сфере.
3.«Занятые­альтруисты»» – работники, испытывающие потребность в восстановлении «жизненной справедливости», сочувствующие чужим проблемам и желающие оказать посильную помощь.
4.«Занятые­эгоцентристы» – работники, желающие самореализоваться и использовать свой творческий потенциал, стремящиеся к получению социального одобрения или ищущие стимулы для личностного развития и смены системы жизненных ценностей.
5.«Пенсионеры­альтруисты» – лица пенсионного возраста, поддерживающие мораль коллективного общества и желающие участвовать в решении его проблем.
6.«Пенсионеры­эгоцентристы» – лица пенсионного возраста, испытывающие потребность доказать, что они нужны обществу, стремящиеся к общению и получению общественного уважения и внимания.
Технологические факторы
С появлением Интернета возможности по привлечению добровольцев значительно расширились.

Во-первых, резко увеличился доступ к потенциальным целевым группам (особенно к студентам) и появилась возможность таргетированного поиска нужных людей в социальных сетях.

Во-вторых, широкая сеть контактов помогает практически мгновенно распространять новости о проектах и быстро получать обратную связь, а также служит дополнительным источником мотивации добровольцев (информация об участии в проекте находится в открытом доступе).

В-третьих, Интернет позволяет наладить личностные и эмоциональные связи потенциальных добровольцев с организацией посредством постоянного общения в социальных сетях.

В настоящее время Правительство РФ активно обсуждает проект о создании базы данных добровольцев, готовых оказывать помощь в экстренных ситуациях и на постоянной основе. В свою очередь, российские бизнесмены (например, В. Потанин) готовы поддерживать развитие добровольчества в стране и выделять соответствующие гранты. Несомненно, подобная система значительно упростила бы процесс поиска добровольцев и открыла доступ к людям, которые раньше никак не могли быть охвачены коммуникационной программой проекта.
Таким образом, добровольчество как система трудовых отношений испытывает влияние различных факторов, которые необходимо учитывать при привлечении и управлении добровольцами. Отдельное внимание стоит уделять вопросам мотивации и коммуникации.

Литература
1.Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры : российский и зарубежный опыт.– СПб. : Алетейя, 2006.– С. 66–67.
2.Шекова Е.Л. Мотивация сотрудников и волонтеров в сфере культуры : опыт России и США. URL: http://www.nkor.ru/articles/2009/1/4663.html
3.Постановление от 23 января 2008 г. № 45 «О концепции развития социального добровольчества в Санкт­Петербурге на 2008–2010 годы». URL: http://www.assembly.spb.ru
4.На круглом столе обсудили механизмы реализации Концепции содействия развитию благотворительности и добровольчества в СЗФО. URL: http://www.ifap.ru/pr/2010/100322a.htm
5.«Иниципедия». Живая энциклопедия общественных инициатив. URL: http://www.svoboda­iniciativ.ru
6.Volunteering i№ Washington.– URL: http://www.volunteeringinamerica.gov/WA
7.Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы. URL: http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebResourcesFiles/E62808BEA3EF01F1C3257479006BB4FD/$File/Report_Public_Opinion.pdf
8. Исследование Института проблем гражданского общества. М., 2003. URL: http:// www.zircon.ru
9.Исследование ЦИРКОН «Общественная поддержка НКО в России» – М., 2010.
URL: http://www.zircon.ru
10. В России предложили создать базу данных добровольцев.– URL: http://www.lenta.ru/
news/2010/08/17/volunteer

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».