канд. экон. наук,
доцент кафедры
бухгалтерского
учета Московского
университета
управления при
правительстве
Москвы;
Опарина С.И.,
канд. экон. наук,
доцент кафедры
бухгалтерского
учета Московского
университета
управления при
правительстве
Москвы
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) в зависимости от выбранного организацией способа учета расходов (закрепленного в учетной политике) использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; либо непосредственно по дебету счета 86.
В то же время в случае осуществления организацией операций по продаже продукции (товаров), выполнению за плату работ (оказанию услуг) выручка от таких операций, а также себестоимость проданной продукции (товаров), выполненных работ (оказанных услуг) подлежат отражению на счете 90 «Продажи» в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Таким образом, при наличии расходов, связанных с оказанием платных образовательных услуг, возникает необходимость собирать их по дебету счета 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» и списывать с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи», а вот счет 26 «Общехозяйственные расходы» по кредиту закрывается или в дебет счета 20 «Основное производство», или в дебет 90 «Продажи», что является предметом учетной политики образовательного учреждения. А это значит, что в учетной политики решается один из важных вопросов калькулирования себестоимости образовательной услуги. То есть учетной политикой утверждается один из способов формирования себестоимости образовательной услуги:
- полная себестоимость: с учетом общехозяйственных расходов;
- сокращенная себестоимость: общехозяйственные расходы списываются на счет учета выручки от реализации продукции.
Вопросы калькулирования себестоимости относятся к области бухгалтерского учета, и в том числе к области управленческого учета, а также к области налогового учета.
Системы управленческого учета характеризуются различными признаками, которые можно положить в основу их классификации. Один из признаков — полнота включения затрат в себестоимость производства и продаж продукции, товаров, работ
и услуг.
Различают две основные системы управленческого учета: систему полного включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), т. е. традиционный учет полной себестоимости, и систему неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объема производства, получившую название «директ-костинг».
Традиционным для отечественного учета является метод учета полных затрат, в соответствии с которым в себестоимость включаются все затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции, независимо от их деления на
постоянные и переменные, прямые и косвенные (рис. 1). Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе распределения.
Метод учета затрат по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет организация в связи с производством и реализацией одного изделия. Однако себестоимость исчисляется только в конце отчетного периода, и поэтому применение этого метода не позволяет осуществлять эффективное и своевременное управление себестоимостью.
Следует отметить, что названный метод широко распространен в нашей стране и соответствует сложившимся в России традициям и требованиям законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению. Однако он не учитывает, что себестоимость единицы изделия не остается постоянной при изменении объема выпуска продукции. Если организация расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, и наоборот.
Статью полностью читайте в журнале №3 2009.
|