канд. экон. наук,
доцент Финансовой академии
при Правительстве РФ
По принятому в международной практике определению саморегулируемая организация (Self-Regulating Organizations) – это организация, которая осуществляет некоторую степень регулирующей власти над определенной сферой деятельности.
Первая саморегулируемая организация возникла в США еще в 1889 г., позднее идея нашла применение в Европе. Отчасти повышению роли саморегулируемых организаций способствовала политика приватизации функций публичного управления, под которой понимается адаптация к государственному управлению организационных форм, заимствованных из частного бизнеса, и передача государственных функций частному сектору.
В России первыми саморегулируемыми организациями (СРО) стали организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В аудите СРО первоначально носили название аккредитованных профессиональных объединений аудиторов и были законодательно введены Федеральным законом РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». И лишь в редакции
Федерального закона РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ термин «аккредитованные
профессиональные объединения аудиторов» был заменен на термин «саморегулируемые организации аудиторов».
Связано это с дальнейшим совершенствованием российского законодательства и принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон № 315-ФЗ); последняя редакция этого закона от 23 июля 2008 г.)
Этот федеральный закон принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Именно такая цель указана в пояснительной записке к его проекту. Там же обозначена и основная задача, которую призван решить Закон: путем последовательного создания СРО в самых различных областях предпринимательской и профессиональной активности, развития «самосознания» таких организаций государство будет вытесняться из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.
В ст. 1 Федерального закона № 315-ФЗ говорится, что он регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса, деятельностью СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия СРО и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В ст. 2 дается определение понятия саморегулирования. Условием его является самостоятельная и инициативная деятельность по объединению субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
Однако в отношении аудиторских организаций саморегулирование начиная с 2010 г. является безусловным требованием к их деятельности. Оно заменит собой лицензирование. Пока еще действуют требования к аудиторским организациям, выполнение которых необходимо для получения лицензии на аудиторскую деятельность. С 1 января 2010 г. требования к аудиторским организациям определят условия их вступление в СРО. Кроме того, изменятся и сами требования.
Рассмотрим эти изменения.
Основные изменения требований к аудиторским организациям при вступлении в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Характеристика
изменений |
Федеральный закон от 07.08.2001
№ 119-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» |
Федеральный закон от 30.12.2008
№ 307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» |
1. Обязательность
членства в СРО |
Членство в СРО возможно (и даже
в нескольких), но не обязательно |
Членство в СРО (одной)
обязательно с 1 января 2010 г. |
2. Наличие
аттестованных аудиторов |
В штате аудиторской организации
должно состоять не менее пяти
аудиторов |
Численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой
организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех |
3. Требования
к организационно-правовой
форме |
Любая организационно-правовая
форма, за исключением открытого
акционерного общества. |
Любая организационно-правовая
форма, за исключением открытого
акционерного общества, государственного или муниципального
унитарного предприятия |
4. Требования
к формированию
уставного капитала |
Не установлено |
Доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации,
принадлежащая аудиторам и (или)
аудиторским организациям, должна
быть не менее 51 процента |
|