Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

Бухгалтерская и налоговая отчетность некоммерческих организаций за 2003 год

М.Л. Макальская,

доцент Финансовой Академии при Правительстве РФ, к.э.н.

Бухгалтерская отчетность

Состав бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ), а порядок ее формирования — ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Отсутствие ссылки на Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н связано с тем, что многие правила, приведенные в Положении, противоречат нормам, зафиксированным в вышедших после его утверждения положениях по бухгалтерскому учету. С целью устранения дублирования правил бухгалтерского учета в нормативных документах принято решение о подготовке приказа об отмене Положения № 34н начиная с бухгалтерской отчетности 2004 г.1

По-прежнему сохраняется установленная в 1999 г. норма самостоятельного формирования каждой организацией бухгалтерской отчетности. Главное — достижение прозрачности предоставляемой для внешних пользователей информации.

Образцы форм бухгалтерской отчетности, указания об объеме форм, а также о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности за 2003 год утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н.

Льготы по составлению и представлению бухгалтерской отчетности предусмотрены главным образом общественным и религиозным объединениям, для остальных некоммерческих организаций они незначительны. Обращаем внимание, что к общественным объединениям относятся:

  • общественные организации;
  • общественные движения;
  • общественные фонды;
  • общественные учреждения;
  • органы общественной самодеятельности.

Это следует из статьи 7 Федерального закона РФ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Принадлежность этих организаций к общественным объединениям фиксируется в их уставных документах.

Коды показателей, отсутствующие в образцах форм, даны в постановлении Госкомстата РФ № 475 и Минфина РФ № 102н от 14 ноября 2003 г.

Рассмотрим сначала льготы и их реальное использование в отношении некоммерческих организаций, исключая пока общественные и религиозные объединения. Эти некоммерческие организации в составе бухгалтерской отчетности представляют:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Отчет о прибылях и убытках;
  • Приложения к ним, но с оговоркой: можно не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных2.

Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных. (Пункт 4 абзац 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н).

  • Аудиторское заключение, если некоммерческая организация подлежит обязательному аудиту3;
  • Пояснительную записку.

Включение в состав бухгалтерской отчетности Отчета о целевом использовании полученных средств (формы № 6) носит рекомендательный характер.

Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6). (Пункт 4 абзац 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н.)

В пояснительной записке согласно ПБУ 4/99 должна быть отражена следующая информация (если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет):

  1. юридический адрес организации;
  2. основные виды деятельности;
  3. среднегодовая численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;
  4. состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации;
  5. изменения в учетной политике.

Согласно пункту 23 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» требуется указывать причину изменения, ее последствия в денежном выражении, давать указание на то, что скорректированы данные предшествующего периода.

Целесообразно также давать краткую информацию о содержании деятельности некоммерческой организации, финансировании, особенностях показателей отчетности.

Фонды, создающиеся за счет частных, государственных и общественных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность за 2003 год не позднее 1 июня 2004 года.

Рассмотрим льготы и их реальное использование в отношении общественные объединений. Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе годовой4 бухгалтерской отчетности представляют:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет о целевом использовании полученных средств.

Указание на то, что общественные организации, в частности общественные фонды, должны иметь в составе отчетности аудиторское заключение, в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ отсутствует.

Однако из пункта 4 приказа Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» следует противоположное. В нем говорится, что «общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительная записка». Отсюда можно сделать вывод, что представление в составе отчетности аудиторского заключения для таких некоммерческих организаций не снимается.

Противоречие в документах разрешается обычным способом: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» является документом более высокого уровня, чем приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций», следовательно, общественные фонды могут не предусматривать в своих бюджетах на 2004 год расходы на проведение обязательного аудита.

Однако общественные фонды, наряду с другими некоммерческими (неинвестиционными), фондами обязаны публиковать свою отчетность в указанном выше порядке.

Рассмотрим льготы и их реальное использование в отношении религиозных объединений. Согласно письму Министерства РФ по налогам и сборам от 16 мая 2003 г. № ВГ-6-02/563 «О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» «религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренных налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации».

Практически все религиозные организации удерживают и уплачивают налог на доходы физических лиц (НДФЛ), начисляют и уплачивают Единый социальный налог (ЕСН). Однако в отношении НДФЛ они являются налоговыми агентами.

А по ЕСН имеется объект налогообложения — начисленная заработная плата. Нет ни одной религиозной организации, служители и работники которой не получают заработную плату. Трудовой кодекс РФ содержит отдельную главу — 54 «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций», обязывающую работодателя (религиозную организацию) заключать с работниками религиозной организации трудовой договор.

НК РФ. Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (Извлечения)

Статья 235. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

Статья 236. Объект налогообложения

3. Указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

у налогоплательщиков — организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

Религиозные организации, имеющие поступления на уставную деятельность, не являются плательщиками налога на прибыль. И расходы за счет этих средств не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Если следовать логике, то ЕСН вообще не должен начисляться. То же самое можно сказать в отношении любых некоммерческих организаций.

Однако священнослужители, притч, другие наемные работники религиозных организаций1, как и другие граждане России, имеют право на социальное страхование и пенсионное обеспечение (пункты 1, 2 статьи 39 Конституции РФ).

Итак, налицо еще одна недоработка в НК РФ, причем не учтенная в вышеуказанном письме.

Следует обратить внимание на то, что любая реализация ненужного имущества ведет к появлению объекта налогообложения. Комиссия банка за пользование средствами на расчетном счете тоже порождает объект налогообложения. В последнем случае можно порекомендовать из договора с банком исключить соответствующий пункт или изменить его.

Общественные и религиозные организации, ведущие предпринимательскую деятельность, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном для всех некоммерческих организаций.

Обратите внимание!

  1. Все организации, сдающие бухгалтерскую отчетность, должны оформить сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. Письмо должно быть оформлено в установленном порядке.
  2. Учетная политика некоммерческой организации является ее внутренним документом, обязанность сдавать ее вместе с бухгалтерской отчетностью законодательством не предусмотрена. Она (учетная политика) может быть использована в качестве аргументации выбора тех или иных способов учета при налоговых проверках.
  3. В новом образце бухгалтерского баланса строка об аттестате главного бухгалтера отсутствует.
  4. Типовых форм бухгалтерской отчетности сейчас нет. Есть образцы, на основании которых организация сама формирует бухгалтерскую отчетность. То есть, если раньше бухгалтер покупал готовые бланки бухгалтерской отчетности и заполнял их, то теперь ставить прочерки нельзя, надо убирать все те строки и столбцы отчетности, по которым нет данных, и печатать свою отчетность. Правда, не исключена возможность, что в налоговых инспекциях на местах все же будут по старинке требовать заполненные формы.
  5. Цифровые данные приводятся в тыс. руб. без десятичных знаков.

Далее в статье читайте:

  • Заполнение бухгалтерского баланса. Пример баланса некоммерческой организации в свете современных требований
  • Заполнение Отчета о прибылях и убытках. Пример заполнения формы.
  • Налоговая отчетность. Приведен отчет в сокращении.
  • Лист 10 налоговой декларации по налогу на прибыль «Отчет о целевом использовании имущества» (в ред. изменений и дополнений № 2, утв. приказом МНС РФ от 29.12.2003 № БГ-3-02/723)

В отношении налоговой отчетности религиозных организаций приведен вопрос и ответ на него в письме Минфина РФ от 27 июня 2003 года № 04-02-05/4/52

Вопрос: В настоящее время все религиозные организации зарегистрированы Министерством юстиции РФ, имеют организационно-правовую форму «Общественные и религиозные организации» и по итогам года должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность (формы № 1, 2, 6). При применении положений п. 2 ст. 251 НК РФ религиозные организации обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, и по окончании налогового периода представлять в налоговые органы отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной МНС России — лист № 14 Декларации по налогу на прибыль организации, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 № БГ-3-02/542.

Считаем, что сложившиеся обстоятельства не в полной мере учитывают специфику деятельности религиозных организаций, которые в соответствии со ст.8 Закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» являются добровольными объединения граждан РФ в целях совместного исповедания и распространения веры, не имеют гарантированных целевых поступлений, основным источником их финансирования являются пожертвования верующих.

В Русской православной церкви есть приходы, имеющие в штате одного-двух священнослужителей, приходы с малыми доходами, которые в силу обстоятельств не в состоянии вести бухгалтерский и налоговый учет в объеме, определенном условиями законодательства.

Просим рассмотреть вопрос о непредставлении в налоговые органы бухгалтерской и налоговой отчетности религиозными организациями, не имеющими объектов налогообложения.

1 Бакаев А. О годовой бухгалтерской отчетности организации за 2003 год // Финансовая газета. 2003 г. № 36.

2 Однако реально все некоммерческие организации имеют соответствующие данные. Так, в форме № 3 заполняется строка «Чистые активы» в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. Исключение составляют учреждения, религиозные организации и политические партии. Форма № 4 в отчетности за 2003 год может не заполняться, пока действует пункт 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. Форму № 5 заполняют те некоммерческие организации, которые имеют на балансе основные средства, финансовые вложения, включая депозитные вклады, дебиторскую и кредиторскую задолженность. Таблица «Расходы по обычным видам деятельности» заполняется только по предпринимательской деятельности.

3 Обязательному аудиту подлежат фонды, а также наиболее крупные некоммерческие организации, соответствующие определенным критериям. Если они не ведут предпринимательскую деятельность, то такой критерий всего один — валюта баланса (итог баланса), превышающая на конец отчетного года 200 тыс. МРОТ. Если ведут, то добавляется еще один критерий — объем выручки от реализации за год, превышающий 500 тыс. МРОТ. Конечно, среди некоммерческих организаций таких очень мало.

4 Эти организации, а также садоводческие товарищества представляют бухгалтерскую отчетность только раз в год.

 

Полностью статья опубликована в журнале Некоммерческие организации в России №2 / 2004

 

Полное содержание номера >>>
Как приобрести этот номер >>>

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».